Вход – по билету в музей и по регистрации. Билеты в музей можно купить только онлайн.
Обратите внимание! Пройти в помещения музея на выставки можно только при предъявлении на входе QR-кода о пройденной вакцинации, перенесенной болезни или отрицательном ПЦР-тесте вместе с документом, удостоверяющим личность.
В Царицыне проходит масштабная выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера». Важнейшей частью проекта станут восемь кинопоказов знаменитых оперных спектаклей. Это уникальное собрание режиссёрских интерпретаций оперных шедевров из лучших оперных домов мира: «Метрополитен-оперы», Парижской национальной оперы, театра «Ла Фениче» и Пермского театра оперы и балета.
29 января 2022 в 15:00 в музее-заповеднике «Царицыно» состоится показ оперы «Нос» Д. Шостаковича в постановке режиссёра Уильяма Кентриджа.
Оперный жанр всегда стремился привлекать большие художественные силы к реализации самых пышных своих образцов. Поэтому примерно также давно, как и хореографы, в оперу пришли художники. Сегодня это целое направление в оперной режиссуре. Самый яркий — и уникальный — пример режиссерского языка, сложившегося в современном искусстве,— это Уильям Кентридж. В некотором смысле он здесь законодатель моды: в нем совмещены две линии: есть Кентридж-рисовальщик и есть Кентридж человек, формирующий пространство. Внутри же пространства существует видеопроекция, которая это рисование превращает в живой процесс, где само изменение картинки является очень большим смыслом.
Кентридж предпочитает организовать себе пространство арт-комментария, не «вламываясь» в саму оперную ткань, в мизансцены и характеры.
«Для меня и видеоряд, и то, что происходит на сцене, это часть единого мыслительного процесса» говорит режиссер/художник.
Эта двойственность режиссерского текста оказалась очень созвучна Шостаковичу. Его «Нос» многие безоглядно считают гротескной шутливой оперой, однако сам автор относился к этой партитуре совсем иначе: ««Чепуха совершенная делается на свете», как выразился Н.В. Гоголь. Эту чепуху я и стараюсь по мере сил изобразить. Мировые вопросы хватают человека за шиворот. У него и так забот полон рот. А тут еще мировые вопросы. Прямо, хоть голову теряй. Или там нос», – так начал свою статью о «Носе» Дмитрий Шостакович.
Эта опера выросла из воспоминаний о работе Шостаковича тапером в кино – потому события в ней выстроены словно последовательность эпизодов в немом фильме, а сцена с письмами изначально предполагает «монтажность» кадров. В «Носе» отчетливо присутствует также эксцентричность мейерхольдовской театральной манеры и мелодика немецкого экспрессионизма. В либретто же можно отыскать не только оригинальный текст повести «Нос», но и цитаты из других произведений Гоголя и даже несколько фраз из Достоевского.
Однако при всей абсурдности сюжета и эксцентричности композиции Шостакович настаивал на серьезности оперы, даже трагичности ее. «Я не хотел писать сатирические оперы. Я даже не совсем понимаю – что это значит – сатирическая опера. В «Носе» находят сатиру и гротеск. А я писал вполне серьезную музыку. В ней нет ни пародии, ни комикования. В самом деле, что же тут смешного – у человека пропал нос. Что же смеяться над бедным уродом: ни человеку жениться, ни в службу пойти. Хотел бы я посмотреть на любого из моих знакомых без носа. Заплакали бы, как миленькие. И это обстоятельство надо учитывать каждому, кто собирается ставить «Нос». Можно читать «Нос» как анекдот, но нельзя ставить его как анекдот. Это слишком жестоко. А главное, будет не по музыке».
« “Нос” – ужасная история, а не смешная, – утверждал Шостакович. – Куда ни ткнись – всюду полицейский. Шагу не ступи. Бумажки не выкинь. И толпа в «Носе» тоже не смешная. По отдельности они вроде бы ничего, только со странностями. А вместе – свора. Кого хочешь затравят. Да и в фигуре Носа ничего смешного нет. Без носа ты не человек. А нос и без тебя может стать человеком. И даже быть начальником. И тут ведь нет никакого преувеличения. Если бы Гоголь дожил до наших дней, он еще и не такое бы увидел. Нынче такие носы разгуливают, что диву даешься».
Уильям Кентридж в своей версии «Носа» ведет диалог не с гоголевским Петербургом, но с визуальными обстоятельствами и референциями советских 1920-х. Это время молодого Шостаковича. А если знать, что во всех видеосюжетах этого художника всегда присутствуют его сквозные персонажи из мрачной истории ЮАР, становится еще интереснее как пересекаются в этом спектакле приметы и эстетика сразу нескольких авторитарных систем и истории нескольких «маленьких человеков».
Расписание других показов программы доступно по ссылке
ВНИМАНИЕ!
Регистрация на показ бесплатная.
Но для посещения кинопоказа нужно приобрести билет в Музей!
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.